Перевести страницу

Кафедра молекулярной биологии и генетики

факультета биологии и биотехнологии

КазНУ им. аль-Фараби

Генетики КазНУ цитируют самые значимые научные достижения 2016 года

Найдено очередное максимальное простое число. Группа Куртиса Купера за 2,5 года установила число, содержащее более 22 миллионов цифр. Это новый максимум на 5 миллионов превышает прежний рекорд, установленный почти три года назад. Записать новое число можно как 274207281 -1 (2 в степени 74207281 минус 1). Изучение простых чисел и законов их распределения в числовом ряду -  отдельная область математики. Эти числа нашли широкое применение в криптографии. Чем больше простое число в шифровании, тем сложнее взломать цифровой или смешанный код. Максимальное простое число увеличилось настолько, что поиски новых максимумов становятся трудной задачей, для решения которой требуются сложные расчеты с помощью суперкомпьютеров.

Экзопланета Proxima b. 12 апреля российский бизнесмен Юрий Мильнер совместно с известным британским физиком Стивеном Хокингом объявили старт проекта Breakthrough Starshot. Его реализация позволит создать флот миниатюрных космических кораблей с солнечным парусом. За счет ускорения от наземных лазеров, эти кораблики смогут достичь ближайшей к нам звездной системе Альфа Центавра со скоростью в одну пятую от скорости света и долететь до цели через 24 года. Космический корабль может преодолеть такое расстояние только за 20 тысяч лет. Затем в августе астрономы Европейской южной обсерватории объявили об открытии у ближайшей к нам звезды Проксима Центавра потенциально обитаемой экзопланеты. Проксима Центавра относится к звездной системе Альфа Центавра. Проект Мильнера и Хокинга получает особую значимость, так как полет к предположительно-обитаемой планете обещает гораздо большее, чем путь к безжизненным звездам. Экзопланета обладает массой в 1,3 от массы Земли и делает оборот вокруг Проксимы Центавра за 11,2 дня. Proxima b (таково наименование открытой экзопланеты) находится в 7 млн км от красного карлика Проксима Центавра. Это позволяет генерировать достаточно тепла, чтобы жидкая вода не кристаллизовалась и при этом не испарялась. Американцы в рамках проекта Project Blue также планируют найти другие планеты у Проксимы Центавра. Для этого будет построен первый частный космический телескоп, который нацелен на поиск небесных тел, похожих на Землю. Через несколько десятилетий мы, возможно, изучим ближайшую звездную систему как резервную для переселения человечества.
Самый большой радиотелескоп. В 2016 году в КНР построен крупнейшийц в мире по площади отражателей радиотелескоп с одной апертурой. Строительство телескопа FAST (Five-hundred-meter Aperture Spherical Telescope) с диаметром рефлектора 500 м обошлось в 180 миллионов долларов. Еще 269 миллионов долларов уйдет на компенсацию ущерба жителям, которые были выселены за пределы пятикилометровой зоны вокруг телескопа. Проектирование аппарата началось в 1994 г., монтаж стартовал в 2011 г. и завершился в июле 2016 г. В сентябре этого года радиотелескоп был введен в строй, Он предназначен для приема радиоизлучения от небесных объектов метагалактики и исследования их характеристик. С помощью телескопа ученые изучат пульсары, свойства гравитационных волн, объектов эпохи реионизации и займутся поисками внеземной жизни.
Экспериментальное открытие гравитационных волн. FAST, наблюдающий за пульсарами, может применяться для анализа гравитационных волн. Однако он не в состоянии заменить наземный гравитационный интерферометр LIGO. С помощью LIGO были экспериментально выявлены предсказанные А. Эйнштейном гравитационные волны. Открытие было сделано 14 сентября 2015 г., но объявлено официально 11 февраля 2016 г. Это позволит изучить новые источники энергии, среди которых черные дыры, нейтронные звезды и взрывы сверхновых звезд.
Победа искусственного интеллекта. Компьютерная программа AlphaGo победила человека, лучшего в мире южнокорейского игрока в го Ли Седоля.  Создатель программы и основатель Google DeepMind Демис Хассабис сравнил это с высадкой человека на Луну. Настольная игра го - одна из самых древних и самых сложных из придуманных человеком. До этого она была неподвластна машине. В 1997 г.  суперкомпьютер Deep Blue, детище IBM, одержал победу над чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Но число возможных позиций в го, в десять в сотой степени раз больше, чем в шахматах. Поэтому эта игра во много раз сложнее шахмат, в том числе и для компьютера. Именно поэтому нынешнюю победу нейросети AlphaGo от прошлого триумфа суперкомпьютера Deep Blue отделяет двадцатилетие.

Кроме того, обнаружен самый удаленный из известных объектов во Вселенной, яркая галактика под названием GN-z11, которая находится на расстоянии 13,4 миллиарда световых лет от Земли.

"Юнона" долетела до Юпитера, пролетев к нему 5 лет и выйдя на полярную орбиту планеты.
Запущен первый в мире спутник квантовой связи «Мо-цзы» весом 600 кг и орбитой 500 км.  Аппарат будет использоваться для проведения квантовых экспериментов. Квантовые средства связи взломать будет невозможно.
Закончен 12,5-летний срок работы космического зонда «Розетта». В ходе полета установлено высокое содержание тяжелой воды во льдах кометы по сравнению с океанической - более чем в три раза. Эти данные противоречат теории кометного происхождения воды на Земле.
Пополнена Периодическая система Д.И. Менделеева. Будут внесены новые элементы с атомными номерами 113, 115, 117 и 118. Авторами новых элементов были предложены такие названия: 113 – Nh, Нихоний (в честь Японии), 115 – Mc, Московий (в честь Московской области), 117 – Ts, Теннессин (в честь штата Теннесси) и 118 – Og,  Оганесон (в честь академика Юрия Оганесяна).

Ссылка: Сайт Тенгримикс -  http://mix.tn.kz/mixnews/Camyie-znachimyie-nauchnyie-dostijeniya-2016-goda-308500/ от 20 декабря 2016 г.
Сообщение З.Г. Айташевой и Л.П. Лебедевой.
 Visit KazNU site www.kaznu.kz!
Нет комментариев Добавить комментарий